Внешний осмотр поверхностей трения деталей трущихся сочленений
Определение износа поверхностей трения и вида износа деталей при эксплуатации и ремонте самолета следует производить методом осмотра с помощью лупы четырехкратного увеличения и обмера трущихся сочленений соответствующими измерительными приборами.
Внешний осмотр поверхностей трения деталей, так же как и обмер их, в большинстве случаев требует демонтажа, разборки узлов и агрегатов, тщательной очистки, промывки и просушивания осматриваемых деталей. Поэтому внешний осмотр поверхностей трения и обмер деталей целесообразно проводить параллельно. При этом внешнему осмотру подвергают те трущиеся сочленения, работоспособность которых больше всего зависит от состояния трущихся поверхностей.
Характерными признаками, определяющими состояние поверхностей трения самолетных деталей, являются:
— наличие на поверхности трения вырывов металла и крупных рисок (надиров);
— налипание на поверхность одной детали материала от другой детали (например, бронзы или алюминиевого сплава на сталь);
— наличие на поверхности трения царапин, расположенных по направлению движения деталей, при этом в смазке могут быть обнаружены абразивные частицы;
— приобретение поверхностью стальной детали сплошь или местами цвета меди с зеркальным блеском;
•— наличие на поверхности трения блестящих участков с высоким классом чистоты;
— приобретение поверхностью трения темного цвета и высокой чистоты без царапин, задиров и вырывов металла;
— темный цвет продуктов износа — порошка окиси металла;
— наличие различных дефектов на поверхностях трения деталей (поперечные трещины, отслаивание хромового покрытия, очаги коррозии, наличие цветов побежалости и др.).
Виды изнашивания трущихся соединений агрегатов и деталей самолетов приведены в табл. 4.13.
Виды изнашивания деталей самолетов при трении скольжения
Примеры изнашиваемых деталей
Резание, царапание, переде — формирование поверхностных слоев под действием абразивов или отделившихся твердых продуктов износа.
Усталостное разрушение контактирующих неровностей в результате повторно-пластического деформирования (изнашивание происходит как при смазке, так и без нее).
Выкрашивание хрупких составляющих, образующихся под действием высокой местной температуры и среды.
Отрыв и износ отдельных зерен металла вследствие гидроударов при кавитации жидкости.
Течение, отрыв и износ нагретых частиц металла под действием горячих газов, на поверхности образуются продолговатые язвины
Детали узлов подвески шасси, щитков-закрылков, рулей, элеронов, тяги сервопоршней гидронасосов.
Детали шарнирно-болтовых соединений агрегатов топливной и гидравлической систем, систем управления самолетом и двигателем.
Сухари бензонасосов.
Золотники топливных насосов, бустеров.
Поршневые кольца двигателей
А
*
Продолжение
|